О Карелии в интервью у Ю. В. Савельева. Часть I


Знать все - это не знать ничего, однако в деле сайто-строения и поддержки интернет-проектов на основе 1С Битрикс я знаю достаточно много, обращайтесь и я постараюсь Вам помочь.
Задать вопрос
Постараюсь ответить на любой интересующий Вас вопрос по моим услугам
- Юрий Владимирович, мне хотелось бы услышать от вас пару слов о себе.

- Вообще здесь в правительстве я работаю недавно – с апреля месяца. До этого практически 20 лет я проработал в науке. Пришел после вуза на должность экономиста, потом - научный сотрудник, руководитель отдела. Потом – директор института, заместитель председателя центра. После такой двадцатилетней работы перешел сюда.
Родился в Карелии в Сегеже. Учился здесь в Петрозаводске. Когда педагогический университет заканчивал, у меня интересы еще плавали. Дипломная работа у меня называлась достаточно интересно: «Электоральная география и становление политической культуры в Республике Карелия». Потом пошел в Карельский научный центр Российской академии наук в Институт экономики, и тут специализация поменялась.
Когда я после вуза пришел, достаточно мало было знаний, непонятно, каким образом начинать работать в науке, как вообще должно быть построено научное исследование. Я пришел к научному руководителю в 1997 году, он дал первое задание – за неделю разработать концепцию создания особой экономической зоны в Костомукше. Каким образом ее делать, как подходить, с чего начинать? Пошел в библиотеку, взял материал. Через неделю принес ему. Он полистал и говорит: «Теперь другая задача – сделай концепцию системы баз данных по внешнеэкономической деятельности. Какие разделы она должна включать? Какие показатели? Как пополняться? Какие источники информации? Какое программное обеспечение должно быть и т.д…». Следующая задача была совершенно из другой области. Получается, в течение года, он натаскал меня так, что я мог любые задачи решать - любой сложности, из любой сферы. Главное – уяснить основные принципы, подходы и логику решения сложной задачи. Как ее разложить на элементарные части, решить которые не составляет труда? Дальше я успешно использовал эти знания в науке.
В 2001 году защитил кандидатскую, в 2011 – докторскую диссертацию. До сих пор я благодарен ему за эти методы и подходы. Для меня нет разницы теперь, какая это задача: экономическая, социальная, экологическая, технологическая. Главное - знать принципы, решения, подобрать и сформировать правильную команду – тех специалистов, которые знают эти отраслевые нюансы, и дальше обеспечить работу этой команды. И сейчас в этой должности этот опыт серьезно помогает.

- Я не слежу за политическими перипетиями в Карелии, но мне сказали, что вы некоторое время были в некой оппозиции к губернатору. И сейчас вы занимаете такой высокий пост. У вас что-то переменилось в сознании? Я понимаю, что всегда проще критиковать, чем взять бразды в свои руки и пойти работать. 

- В сознании у меня ничего не поменялось. Я просто стараюсь объективно смотреть на вещи и трезво оценивать ситуацию. Да, в свое время я был в достаточно жесткой оппозиции и к Главе республики, и к правительству в целом. Когда я стал директором Института экономики в 2013 году, с этого же года началось внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата, который был разработан Агентством стратегических инициатив. Для его внедрения был создан проектный офис при Министерстве экономического развития Карелии, а функцию общественного контроля осуществляла экспертная группа, куда входили независимые эксперты, предприниматели, представители экспертного делового сообщества. Мне предложили возглавить экспертную группу. Наверное, думали, что в качестве эксперта я буду достаточно лояльно относиться ко всем решениям. Но когда я посмотрел, что необходимо сделать, то ни о какой лояльности речи быть не могло. Необходимо было серьезно менять ситуацию в сфере инвестиционной политики. Когда мы начали этот мониторинг, появилось достаточно много вопросов, которые нужно было ставить достаточно жестко и добиваться их решения.

На самом деле я никогда не был сторонником голословной критики. Если выступаю с какой-то критикой, то выступаю как эксперт. Моя репутация будет поставлена на карту, если критика не будет ничем подкреплена. Поэтому критика, во-первых, была основана на мнении экспертного и делового сообщества. А во-вторых, критикуя, я вносил соответствующие предложения. Иногда приходилось прибегать к достаточно жесткой риторике. В том числе и на страницах СМИ. Кто-то эти предложения слышал, кого-то эта критика только раздражала. Поэтому постепенно и формировался образ оппонента.
Тем не менее, в конце концов мы начали выходить на нормальный конструктивный диалог через различные мероприятия, круглые столы, встречи, консультации и т.д. Постепенно сближение произошло. А главное, что во властных кругах пришло понимание, что наша критика – это способ обратить внимание на наши предложения. Одновременно, я придерживаюсь мнения, что если ты вносишь предложения по улучшению ситуации, то будь готов и сам впрячься в то, чтобы претворить их в жизнь. Поэтому предложение занять должность вице-премьера я принял как определенный вызов.
Многие отговаривали, говорили, что меня могут дискредитировать. Или же говорили, что это политически мотивированное решение. Сначала были некоторые опасения, но потом быстро понял, что от меня ждут лишь активной и честной работы. Кроме того, если я создавал какой-то критический фон, давал рекомендации, то отказаться от этой должности было бы большим минусом для моей репутации.
Сегодня не так все просто и гладко в республике и правительстве. Для меня обозначены два ключевых направления работы.
Первое направление – выстроить и систематизировать экономическую и инвестиционную политику. Здесь Глава Республики Карелия сделал полное обновление: меня пригласил на должность вице-премьера, а на должность министра экономического развития промышленности – Олега Арминена. Профессионала, который сам много лет проработал на руководящих должностях в промышленности и в банковской сфере. Сейчас идет формирование команды, некоего экономического штаба Правительства, и перезагрузка экономической, инвестиционной и промышленной политики в регионе.
Второе направление – это внутренние организационные изменения в Правительстве за счет внедрения методов проектного управления. Это сложная задача, поскольку требуется не только изменение большого числа нормативно-правовых документов, но и ломка традиционных принципов и регламентов работы чиновников. Сегодня уже весть пакет нормативно-правовой документации разработан, находится на согласовании. Не дожидаясь согласования мы уже сегодня целый ряд задач «спустили» на проектное управление. Например, на основе проектного подхода разрабатывается комплексная программа продвижения продукции карельских товаропроизводителей.

В общем, дело сдвинулось с мертвой точки. Понятно, что ежеминутно ситуация не изменится. Я надеюсь, что к концу года нам удастся выстроить нормальную, понятную и прозрачную работу органов исполнительной власти с одной стороны, и перезагрузить экономическую политику, с другой стороны.

- Какие чувства у вас были после того, как состоялось утверждение на эту должность? Может быть радость или гордость? Например, в спорте победа – это победа. Но здесь же очень тяжелый пласт, который приходится решать. С одной стороны, должность очень высокая и, если дальше так пойдет, можно руководить и федеральными округами.

- Я каких-то ярких чувств не испытывал. Просто понимал, что впереди огромная работа и огромная ответственность. Я не считаю, что такая и подобная ей должность в системе государственного управления позволяет испытывать чувство победы, радости и удовлетворенности. Это огромный и фактический круглосуточный труд, который, к тому же постоянно подвергается довольно жесткой критике.
Сначала было определенное чувство растерянности, так как для меня, 20 лет отработавшего в науке – это совершенно другая деловая культура, другие требования, другие регламенты работы. Многое для меня было непонятным. Пришлось сникать в регламенты и разные положения. Даже такие элементарные вопросы возникали: каким образом запустить на согласование документ, какой порядок созыва совещаний и согласования чего-то. Поэтому пришлось сразу окунуться в работу.
Когда я пришел в Правительство, Глава дал мне два месяца на вхождение. Но по сути никаких двух месяцев не было, потому что уже на следующий день повалились документы и во все пришлось вклиниваться.
Кроме того, это не та должность, которая позволяет получать какие-то высокие доходы, позволяющие думать, что жизнь удалась. По сути дела, ту заработную плату, которую я получал, работая в науке, я получаю и здесь, поэтому в материальном плане я ничего не выиграл. Но ответственность выросла в разы, а свободного времени почти не осталось.

- Юрий Владимирович, у нас, в России в последнее время, появилась самая популярная игра под названием "Мафия". В нее играют все: депутаты, различного уровня чиновники, следственные комитеты, МВД, ФСБ, армия и флот. То есть, кто больше хапнет, кто больше принесет домой денег в коробках из-под обуви, тот и выиграл. В Карелии вы слышали про такие факты? Ведь все равно воруют?

- На самом деле, такие слухи и мнение, что все чиновники воруют были всегда. И дальше никуда не денутся. Я не сомневаюсь, что есть люди, которые что-то делают для себя, пользуясь своим служебным положением, иногда попадаются, иногда не попадаются. Таких вот открытых фактов я не знаю, у меня нет какого-то особого доступа к следственным материалам и так далее. Я точно так же узнаю из СМИ, когда вся эта информация всплывает.
Что касается меня, я никогда не жил напоказ, не имел больших денег, и думаю, что никогда и не буду иметь. У меня нет цели любую работу превращать в бизнес. Есть гораздо большие ценности, чем деньги – уважение, репутация. Я живу в самой обычной двухкомнатной хрущевке с семьей. Супруга – учитель в школе. Сын взрослый (19 лет) в университете учится. Родители в Сегеже всю жизнь проработали на Сегежском ЦБК. Сейчас – пенсионеры. Иногда денег не хватает, приходится помогать.
Поэтому для меня нет высоких внешних стандартов жизни, за которые можно было бы цепляться, используя свое служебное положение. Для меня важнее внутренние стандарты, самоуважение и удовлетворенность тем, что я делаю, и тем результатом, который достигаю. В этом плане я, наверное, остался ученым и творческой личностью.
Думаю, дело в воспитании. К слову, отработав в Карельском научном центре РАН почти 20 лет, я не имею каких-то высоких служебных наград или званий. И никогда к ним не стремился. Когда я уже перешел на нынешнюю работу, неожиданно мне через два месяца принесли почетную грамоту, подписанную президентом Российской академии наук. Поэтому для меня формальная денежная сторона не играет принципиальной роли.

- Юрий Владимирович, раньше было понятие «государева служба», то есть, работа тяжелая, неблагодарная, с народом, с людьми. Сейчас нашему поколению внушают, что образец народного представителя — это тот самый Юрий Венедиктович, это те самые депутаты, которые думают и от лица народа, и о народе, и за народ. Здесь возникает некий диссонанс. С одной стороны, государева служба должна быть тяжелой. Какие могут быть отдыхи в Карловых Варах и т.д. А с другой стороны, вся московская и иная элита всем своим видом пытается показать, что так нужно жить, что в депутаты и в Госдуму, в законодательную власть идут люди именно за заработком. Для меня это неправильно. Я вижу прекрасно, как отработали мои родители, которые от государства ничего не получают, я вижу, как я пытаюсь жить, когда я не стремлюсь от государства ничего отжать, несмотря на то, что у меня трое детей. Я не бегаю обивать пороги и требовать себе что-то. У меня такой принцип. 

- У нас позиция во многом одинаковая. Я уже говорил, что я никогда не рассматривал уход в государственную службу как возможность улучшить свое материальное положение, скорее наоборот. Наоборот, для меня, как для ученого, много лет проработавшего в науке, лучший вариант улучшения материального положения был бы – остался в науке. Потому что сейчас там масса различных возможностей – проекты, гранты и т.д. Я в свое время достаточно много зарабатывал денег на консультационных услугах. В моем багаже – больше ста бизнес-планов разработано для компаний. Заказов было достаточно много. Когда я пришел сюда, это все улетучилось – заниматься бизнесом здесь нельзя.
Я не могу сказать, что отношусь к государственной службе с чувством слуги государства или слуги народа. Это пусть депутаты себя чувствуют слугами народа, потому что непосредственно избираются народом. Передом ной при назначении на эту должность были поставлены вполне конкретные задачи. К этим задачам я отношусь как ученый. Они сложные, но именно это меня мотивирует. В республике сейчас сложное экономическое положение, нужно выходить на серьезные положительные результаты в экономике. Я к этому отношусь как к научной задаче.

Для меня эта сфера деятельности интересна теми задачами, которые мне надо решить. Если я их успешно решу, мне здесь станет не интересно. Тогда я просто спокойно найду себе применение в какой-то другой сфере. Мне не интересно стоить карьеру в какой-то одной сфере деятельности. Многие меня в этом плане не понимают. Но, честно говоря, я не вижу в этом проблемы. Считаю, что человек за время своей жизни должен попробовать разные ипостаси и разные направления работы. Если здесь мне удастся решить все поставленные задачи, посмотрю, что будет дальше. Может быть, это будет политика, может наука или бизнес.

- Что ждет Карелию в ближайшее время? Насколько я знаю, очень тяжелая ситуация в Кондопоге с ЦБК. Фактически градообразующее предприятие на грани остановки, и куда денутся эти 30 тысяч человек, которые обеспечивают работу предприятия, если не дай бог оно закроется. 

- Я бы не сказал, что там очень серьезное и сложное положение. Предприятие сейчас находится в процедуре конкурсного управления. Эта процедура должна закончиться в конце года. На сегодняшний день ЦБК стабильно работает. Сейчас идет консолидация задолженности и работа с кредиторами. Раньше в реестре было больше ста разных кредиторов. Сейчас – менее десяти. Крупнейший кредитор (ООО «Карелия Палп») выкупила большую часть долгов и по сути становится владельцем ЦБК. Она же является поставщиком сырья и занимается реализацией продукции. Поэтому компания больше всего заинтересована в стабильности работы комбината.

Задача конкурсного управляющего – расплатиться с кредиторами, снизить затраты и вывести предприятие на прибыль. Понятно, что непрофильные активы будут проданы или переданы другим собственникам. Объекты социальной схемы будут переданы Республике Карелия и администрации Кондопоги. Но основной производственный комплекс – он останется в одних руках, так как под него в следующем году будет вестись работа по привлечению инвестора.
В других населенных пунктах где-то сложнее ситуация, где-то лучше. На сегодняшний день хорошая ситуация складывается в Сегежском районе. С одной стороны там два моногорода – Сегежа и Надвоицы. С другой стороны, в район пришел крупный инвестор – АО «АФК «Система». Ее дочерняя структура – Группа компаний «Сегежа Групп» ведет модернизацию Сегежский ЦБК. Всего планируют сложить более 20 млрд. рублей.

В поселке Надвоицы решена (или, по крайне мере, значительно отодвинута по времени) проблема закрытия Надвоицкого алюминиевого завода – градообразующего предприятия. Чтобы снизить зависимость от него в поселке разворачиваются другие проекты. В сентябре запускается новый завод по производству алюминиевых радиаторов отопления. Строится промышленный парк. На его площадке уже до конца будут построены учебно-производственные комплексы компании «Пеностек Норд» и «Кареллегпром». Они уже набирают персонал, который будет учиться и работать. Основное производство развернется в следующем году. Кроме того, с Фондом развития моногородов сейчас прорабатываем возможности реализации ряда других проектов.

В Костомукше сейчас активно идет модернизация Костомукшского ГОКа (входит в состав АО «Северсталь»). В прошлом году почти 3 миллиарда рублей было вложено, в этом году 2 миллиарда. Решается по реализации крупного производственного проекта по освоению лесов.
Проблемы с привлечением инвесторов сегодня есть по тем населенным пунктам и районам, в которых отсутствует инфраструктура. В основном – это северный районы Карелии.
Есть и районы, где нет промышленных предприятий, но социальная ситуация там довольно стабильная, и средний вровень заработной платы довольно высокий. Например, Кемский район. Промышленных предприятий нет, там был лесозавод, который закрылся. Но большая часть населения работает на железной дороге и в энергетике. Но надо работать по развитию промышленности, и по развитию туризма. Оттуда самый короткий путь на Соловки. За летний сезон там транзитом проезжают десятки тысяч человек.
Более стабильная ситуация в южных районах Карелии, так как здесь есть инфраструктура, трудовые ресурсы. Проблемные районы – Калевальский и Муезерский. В Муезерке вообще ни энергетики, ни нормальных дорог. Поэтому ключевые инвестпроекты должны быть связаны с развитием инфраструктуры. Потом уже можно будет думать о привлечении других инвесторов. Ситуация не одинаковая во всех районах, но я не сказал бы, что где-то Карелия очень сильно напряжена.

- Все-таки хочется понять, когда будет какой-то рост в экономике, когда произойдет сдвиг с мертвой точки, потому что сейчас еще экономика стагнирует.

- На самом деле, Карелия по показателям экономического роста, промышленного производства по итогам первого полугодия 2016 года находится в лидерах среди российских регионов. За первое полугодие экономический рост – 105,6 %, по России – 100,4%. По многим регионам он снизился. Рост индекса производства наблюдается в большинстве отраслей. В некоторых отраслях рост по 20-30%, в машиностроении – в 2 раза, а некоторые отрасли снизили свои показатели. Но в целом ситуация более или менее стабильная. Думаю, что в ближайшие годы завершение реализации уже начатых инвестпроектов позитивно отразится на экономическом росте.
Что касается развития малого и среднего бизнеса, то здесь многое определяется федеральной политикой. Сейчас и банки начинают предъявлять новые требования при открытии счетов, при мониторинге счетов. Большое количество проверок проводится в отношении малого бизнеса. Трудно доступны кредитные и инвестиционные ресурсы. В общем, проблем хватает.

С другой стороны мы делаем перезагрузку всей системы поддержки малого и среднего бизнеса в республике. Мы планируем полностью поменять состав Совета по развитию малого и среднего бизнеса. По всей республике выявляем лидеров мнений, активных предпринимателей, с активной позицией, включаем их в этот состав совета для того чтобы от них шли предложения и они представляли мнение предпринимательского сообщества.

Кроме того, мы сформировали рабочие группы, провели вместе с предпринимателями в апреле ряд стратегических сессий, в результате которых у нас сформировались приоритетные проекты, которые сейчас запускаем. Например, сейчас работаем над программой продвижения продукции карельских товаропроизводителей. Ведется разработка проекта по развитию сельского предпринимательства, по поддержке развития сельских территорий. Сегодня достаточно много таких активных сельских жителей.
В общем, направлений работы достаточно много. Понятно, что в одночасье это все не изменить, но мы планируем за счет внедрения таких новых методов работы с лидерами мнений изменить ситуацию и отношение к экономической ситуации, к органам власти со стороны малого бизнеса.

Во второй части интервью я покажу вам будущий аэропорт Петрозаводска.
Такого еще никто не видел


Галерея

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.